Высок. Лучшее, счастливое время жизни (юность, молодость).
Пора золотая Была, да сокрылась; Сила молодая С телом износилась (Кольцов. Горькая доля).
что [чего]
Имеется в виду, что временно/й период (Р) в жизни какого-л. лица или группы объединённых общим делом лиц (Y) оценивается как самое лучшее, беззаботное, счастливое время, как период наивысших для их деятельности возможностей (Q). Говорится с сожалением, если былые достижения и существовавшие в прошлом возможности безвозвратно утрачены. реч. стандарт. ✦ Р - золотые дни [Q <для Y-а>].
Также в роли самостоят. высказ. или его частей.
- У меня были дома по всему Среднему Западу... - Голос его сделался печальным. - И что же случилось? - Жадный стал, зарвался... Всё потерял. Эх, золотое было время... С. Шелдон, Звёзды сияют с небес.Похоже, для Б. Березовского, владельца крупного телеканала и откровенного противника В. Путина [президента РФ], наступают золотые времена. В его силах стало создать суперканал, пригласив на работу всех уволившихся звёзд. АиФ, 2001.
Это была золотая эпоха, которую, вероятно, мы больше уж не узнаем. Голливуд был грандиозен. МК-Бульвар, 2001.
Гигантские, казалось бы, средства, легко заработанные в годы романтического капитализма, золотой поры русского предпринимательства, стремительно - увы! - отлетевшей, таяли, как разноцветные шарики мороженого в жаркую погоду. М. Юденич, Стремление убивать.
Для Сеньки Скорика настали, можно сказать, золотые денёчки. Он теперь при Князе шестёркой состоял, как есть на полном законном положении. <...> было ему знатное довольствие и полное уважение. Б. Акунин, Любовник Смерти.
культурологический комментарий:
фразеол. - калька с лат. aurea aetas (встречается у ряда античных авторов, описывающих эпоху всеобщего благоденствия и безмятежного счастья). (Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб., 2001. С. 70.) В поэмах Гесиода "Труды и дни" и Овидия "Метаморфозы" представлены сходные картины золотого века. Первое поколение людей в правление верховного бога Кроноса наслаждалось полным блаженством: "Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов. И печальная старость к ним приближаться не смела <...>" (Гесиод); "Первым посеян был век золотой, не знавший возмездья, Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду и верность. ...Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди. ...Вечно стояла весна... урожай без распашки земля приносила... Реки текли молока, струились и нектара реки, Капал и мёд золотой, сочась из зелёного дуба..." (Овидий). За золотым веком следовали в порядке постепенного регресса серебряный век, медный век - каждый тяжелее и бедственнее предыдущего, наконец наступил железный век, испорченный и жестокий, худший и тяжелейший из всех. (Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. М., 1997. С. 471.)
Метафорически образное основание фразеол. имеет и более глубокие корни. фразеол. предстаёт как мифологема (устойчиво воспроизводимый фрагмент мифологического окультуренного осознания мира), в основу которой лёг восходящий к мифу о Золотом веке мотив "от противного" - прежде всё было не так, как сейчас, притом, как правило, лучше. ср. также: "Мысль о золотом веке сродна всем народам и доказывает только, что люди никогда не довольны настоящим" (А. Пушкин, История села Горюхина). Миф о Золотом веке отображает древнейшее мифологическое представление о "лучшем времени" (о счастливом и беззаботном состоянии первобытного человечества), существовавшее во многих древних культурах. Это представление связано с древнейшими поверьями о "предках" - умерших родственниках, которые в славянской народной культуре определяются как "праведные душечки", "святые деды", "свои предки" и воспринимаются как высший авторитет для всей семьи и рода. (Почитание предков находит отражение и в современном фольклоре, в частности, в календарном обряде - напр., святочные ряженые как воплощение народных представлений о "родителях", приходящих во время Святок в дома своих живых родственников, а также ритуальное поминовение умерших в определённые дни календарного цикла.) Согласно древнейшим поверьям, безымянные "старые" (т. е. давно умершие) предки соотносились с мифическими родоначальниками, первопредками, наделёнными особыми чудесными способностями, участвовавшими в изначальном сотворении мира и жившими в идеальном "золотом" веке. ср. русскую поговорку Предки на дереве едали, да золотом платили, а потомки на золоте едят, да ветром платят. (Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 2002. С. 389.)
Древнейшие представления о Золотом веке находят также отображение в древнегреческом мифе об исчезнувшем острове Атлантиде, "священном острове под солнцем" (Платон), на котором царило согласие между богами и людьми, а также в христианском учении о земном рае, утерянном человеческим родом вследствие грехопадения первых людей (Быт. 1: 3).
Образ фразеол. через компонент золотой (от золото) соотносится с природно-вещным кодом культуры, т. е. с совокупностью существующих в природе веществ и предметов, которые несут в дополнение к своим природным свойствам функционально значимые для культуры смыслы. С древнейших времён золото обладает многозначной символикой. Во многих культурах оно, будучи жёлтым металлом, ассоциируется с солнечной энергией и с огнём и связывается с солнцем как с источником жизни, тепла и света (ср. космогонические верования славян, в которых солнце обычно описывается как золотое колесо или золотое кольцо). Древние греки видели в золотом цвете знак разума и бессмертия. Золото как символ справедливости находит воплощение в изображении богини правосудия Фемиды с золотыми весами, взвешивающими ценность всех вещей и следящими за балансом внешнего и внутреннего. (Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 2001. С. 214-217, 399.)
В русских народных представлениях золото символически связывается с долговечностью, богатством, соотносимыми с представлениями о "верхнем" мире, о сфере божественного, с высшими ценностями и в то же время с "тем светом". Золотой цвет как признак изобилия и удачливости - один из самых популярных образов в величальных песнях, гаданиях, колядках (напр., в колядках золотыми изображаются ворота и столбы хозяйского двора); на "том свете", воспринимаемом как царство изобилия, всё окрашено в золотой цвет. Подобно другим металлам, золото наделяется также свойствами оберега, ассоциируется со здоровьем, крепостью, красотой и чистотой (ср. сохраняемые и в современном фольклоре обычаи умываться с золотой монеты в Чистый четверг, чтобы быть красивой, или умываться с золота от сглаза). Признак золотой в традиционной культуре также имеет непосредственное отношение к Богородице, ангелам и святым. В заговорах, напр., св. Юрий запирает скот золотыми замками и ключами, Богородица накрывает людей золотой ризою или скатертью, св. Никола трубит в золотую трубу и т. п. (Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 2002. С. 190, 191.) Кроме того, золото выступает как символ небесного света и совершенства, о чём свидетельствует золотой фон, характерный для средневековых росписей и для иконописи русской православной церкви, и является основным материалом, идущим на изготовление священных предметов и сановных регалий.
В Библии золото сравнивается с "судами Господними" - "они вожделеннее золота и даже множества золота чистого" (Пс. 18: 11); с испытанной верой, которая "драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота" (1 Пет. 1: 7). Золото служит также символом могущества и богатства - "Ты [Навуходоносор] царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу <...>. Ты - это золотая голова!" (Дан. 2: 37, 38), а также знаком мудрости и знания - волхвы поднесли новорождённому Иисусу "дары: золото, ладан и смирну" (Мф. 2: 11).
Образ фразеол. через компонент век соотносится также с временны/м кодом культуры, т. е. с совокупностью представлений, связанных с членением времени на отрезки и с отношением человека ко времени. Век относится к окультуренной человеком метрически-эталонной сфере, являясь, с одной стороны, единицей точного измерения времени (столетие, прошлый век). С другой стороны, век, превышая, как правило, продолжительность жизни человека, может обозначать период, объективно продолжительный, соотносимый с эпохой - каменный век, Золотой век (см. также комментарий к В КОИ-ТО ВЕКИ 1.).
Все эти древнейшие представления проявляются в целостном восприятии образа фразеол. В качественной метафоре, лежащей в основе образа, золото предстаёт как нечто самое лучшее и сверхценное в совокупности всех своих признаков и свойств, которые "переносятся" на характеризуемый временной период; ср. также Золотой век литературы и искусства.
фразеол. в целом выступает как символ прошедшей исторической эпохи, находящейся, по сравнению с реальной эпохой, на самой вершине расцвета, проявления интеллектуальных и духовных возможностей, или как эталон, т. е. мера, самого лучшего, благодатного, счастливого времени.
В других европейских языках есть сходные образные выражения; напр., в англ. - golden age of smth., во франц. - âge d"or.
автор:
И. В. Захаренко